Пора признать и произнести вслух - появление "Рокетмена" в моей жизни имело тектонические последствия в таких аспектах, какие в моём, чоуштам, не юном возрасте давно казались вполне незыблемыми.
Это поток сознания в основном для себя, сорри. Ну или если с кем-то было что-то похожее, можем поделиться ощущениями.
Есть вещи, которые ты как бы знаешь всю жизнь, и которых на самом деле не знаешь совсем. Что я помню - как вышел "The One", пожалуй. "Made in England" в 1995 я покупала на адски пиратской кассете с бумажным вкладышем, на котором синим было напечатано название и содержание альбома. Потом пауза. Потом был "Songs From The West Coast", кажется, уже с цветным фантиком, купленный, конечно, из-за двух потрясающих клипов на две прекрасные песни с него. Всё это время в телевизоре были клипы, естественно, и больше всего я ждала "Word in Spanish", потому что и песня, и видео красивые. "Никиту" я помню наизусть до сих пор, выучив её лет 25 назад, в "Комсомолке" на последней странице печатали тексты песен. И так далее, и так далее.
читать дальшеГода три-четыре назад я скачала с рутрекера полную дискографию, вознамерившись всё быстренько переслушать и натаскать отовсюду любимого, сделать свой собственный The Best Of. Во-первых, я так и не довела эту затею до конца; во-вторых, несмотря на это, у меня набралось треков сорок, что ли; в-третьих, месяц назад я удалила ту папку, даже не заглядывая в неё, скачала дискографию заново и стала слушать. Хотела написать - "по-настоящему", но это неверное слово о взаимоотношениях с любым искусством вообще, "по-настоящему" не может быть, возможно только погружение на ту глубину, которая тебе в данный момент необходима (или на которую ты от природы способен).
Просто начала слушать. Полностью. И не только слушать, потому что фильм - в первую очередь - сломал десятилетиями сохранявшееся нетронутым восприятие песен Элтона Джона как красивой музыки прежде всего. Фильм сделал живым, объёмным и реальным того, кто до сих пор был просто именем через запятую, через косую черту - lyrics and music: Taupin/John. Стало абсолютно очевидно, что никогда не было Элтона Джона самого по себе, вообще никогда, с самого начала (Элтон в интервью-то всегда говорит "мы", но этого не замечаешь, если не знаешь, что за этим). Все слова всех любимых все эти десятилетия песен - это Берни.
(И я всю жизнь считала, что они были парой, по крайней мере, в молодости. Но это - the greatest love story that never was. Рука Судьбы, Бога, Провидения, чего угодно.)
Кроме того, мне пришлось переводить песни, когда я работала с фильмом. Я переводила эти полтора десятка довольно коротких текстов три дня, усердно роясь в глубинах гугля на предмет "что хотел сказать автор", потому что юный поэт Берни Топин иногда косноязычен, иногда туманно-метафоричен, а иногда и то и другое сразу. Тем оглушительнее были виртуозная точность, изящество и глубина "Amoreena"; и почти сразу "The Greatest Discovery", которой в фильме не было, я не помню уже, как это случилось, ютьюбом вынесло, что ли, но это действительно Величайшее Открытие. Как текст. Невозможно юный Элтон на концерте в студии BBC в 1971 году говорит, что это одни из самых прекрасных стихов Берни, и это до сих пор правда.
Тогда я создала плейлист с двумя их альбомами 1970 года, самыми первыми, и начала читать тексты. Отдельно - сначала прочитывать, потом слушать, чтобы заранее знать, что я услышу. "Tumbleweed Connections", не будь он файлами в компе, я бы заиграла до дыр за этот месяц. У меня лежит план и начало статьи о том, что я там услышала, но я никак не могу её дописать, потому что это такая кроличья нора - я сунула нос дальше, в "Honky Chateau", "Madman Across The Water", "Don't Shoot Me (I'm Only The Piano Player)", и меня завалило. Песни от имени юноши-южанина времён гражданской войны в США и от имени умирающего от ружейной пули солдата оказались цветочками; ни про какую культурную апроприацию в 70-х ребята не знали и не хотели, и Берни, помимо всяких романтических переживаний (это ужасно смешно - почти всё, что нам полвека поёт Элтон, на самом деле, хроники бурной личной жизни Берни, который женился четыре раза, не считая, надо понимать, всего прочего), писал от имени чернокожего раба, индейца, подростка, обдумывающего самоубийство из-за того, что мама с папой ему машину не дают и велят быть дома в десять, и даже техасского реднека. (Последнее вообще шедевр - первый куплет начинается с "я слыхал, ты к моей девчонке подкатывал", а к концу третьего дело доходит до "мочить вас надо, пидоров длинноволосых". Берни бывает убийственно точен в своём сарказме - куда только девается его обычная расплывчатость метафор.)
Еще одно сметённое этим землетрясением: я никогда в жизни не слушала никакие демо, бонусы, live и бутлеги. Это, конечно, Майкловское воспитание, потому что он, патологический перфекционист, раз в несколько лет выдавал полтора десятка отполированных до абсолютного совершенства нетленок, а кухня всего этого категорически никого не касалась. Ну я так и слушала всегда каноны, альбомные версии. Сейчас я слушаю всё, что добавлено на переизданиях, все демки и разные версии, и самая первая демо-версия "Your Song" - это официально самое очаровательное, что я слышала в жизни. И лучше альбомной версии даже.
Пока что я не продвинулась дальше "Goodbye Yellow Brick Road" 1973 года, потому что 1) он двойной, 2) он охуенный. Периодически я из 70-х выбираюсь в "Sleeping with the past" 1989-го, потому что он концептуальный и поэтому весь волшебный. Статью я допишу всё-таки. Просто я, как человек текстоцентричный, чувствую себя like a kid in a candy store.
Плюс всё это время я почти каждый день слушаю саундтрек фильма, потому что голос и подача Тарона - это за пределами слова "кавер". Он как в кино играет всем нутром наружу, так и поёт так же. Я бы не смогла так прочувствовать "Amoreena", "Tiny Dancer" и "Hercules" без него, и еще я помню, что некоторое время назад в окружающем пространстве стало как-то много песни "Rocketman", где только её не использовали, и я устала от неё, я перестала её воспринимать. Пока Тарон не спел её в фильме и не вернул мне её всю, и в исполнении Элтона тоже. Разумеется, я благополучно освоила и всю его фильмографию, благо её пока не так много, и от этого тоже было очень много пользы, потому что "Billionaire Boys Club" сам по себе неудачный, но это ремейк офигенного фильма 80-х, который я тоже посмотрела; "Робин Гуд" теперь еще одно моё comfort movie (и саундтрек!!!); "Eddie the Eagle" - ей-богу, как еще одна серия приключений Чебурашки, сплошное мимими; "Testament of Youth" просто очень хорошее, хотя и ужасно грустное кино; а "Легенда" с Томом Харди - это какой-то двухчасовой пиздец, про который можно отдельный длинный истерический пост написать, в общем, какое счастье, что мне дали волшебный пендель его посмотреть. Краями всего этого зацепило еще несколько фильмов с еще несколькими людьми, и если на минуточку остановиться и всё это окинуть взглядом - плотность новых впечатлений за последние полтора месяца у меня зашкаливает.
Что дальше - дописать статью, дослушать всю дискографию, купить автобиографию сэра Элтона, которая скоро выходит, причём в аудиоверсии, начитанной Тароном, может быть, дождаться озвучки "Рокетмена" (на это особой надежды нет, фсёсукасложно). Я не совсем понимаю, что происходит и почему, но жизнь научила меня послушно идти туда, куда приглашают, потому что это всегда либо выход к чему-то новому, либо уход от чего-то плохого.
So - off beyond the yellow brick road we go...